Понятие внутриличностного конфликта с точки зрения психологии

Понятие внутриличностного конфликта – когда у человека есть внутренние противоречия между ценностями и идеалами.  Термин конфликт используется по отношению к внешним объектам (или субъектам) и характером их взаимоотношений. Под человеческими конфликтами имеют в виду конфликты отношений, интересов, позиций, взглядов субъектов взаимодействия, перенося тем самым предмет конфликтологии преимущественно к сфере общения и взаимодействия оппонентов.

Межличностные конфликты классифицируют:

  • за непосредственными причинами возникновения;
  • за продолжительностью хода;
  • за источником возникновения и т.п.

Понятие внутриличностного конфликта как духовный диссонанс

понятие внутриличностного конфликта

Человеческая жизнь не ограничивается социальным взаимодействием. Гармония внутреннего мира человека не менее важна, чем отношения с окружающими. Понятие внутриличностного конфликта и дисгармоничного развития личности связанны с характером взаимодействия самых векторов идеала-смысла-ценности. В мировоззрении человека который, при условиях упорядоченности, имеет одинаковую направленность.

понятие конфликт

Понятие внутриличностного конфликта.

Рис. 1.  Взаимодействие векторов идеалы-смыслы-ценности в духовной сфере личности.

Однонаправленность векторов идеала-смысла-ценности, проиллюстрированная на рис. А, может быть следствием правильного воспитания ребенка.

Например, семейное воспитание было таким, что у ребенка существовали положительные примеры, личностные идеалы, на которые он хотел быть похож (родители, герои сказок, рассказов и т.п.). В дальнейшем система воспитания (дошкольное учебное заведение, начальная школа) оказывали содействие формированию духовных ценностей ребенка (эстетичных, гуманистических, экологических, познавательному іт.г). С годами собственный жизненный опыт разрешил этой личности определить для себя соответствующие конструктивные смыслы жизни (утверждение добрая, стремление к справедливости и т.п.). Таким образом между составными ценностно-смысловой сферы не образовалось противоречий.

О чем говорит практика?

На практике же, поскольку усвоение идеалов происходит в первую очередь и, как правило, не совпадает во времени с формированием ценностей, а тем более изготовлением собственных жизненных смыслов, то между этими составными частями духовной сферы личности могут возникать существенные разногласия (рис. 1. Б).

Например, если ребенок воспитывается в неблагополучной семье, где родители находятся в постоянных конфликтах. Он усваивает выражения, средства общения и способ поведения как идеальные. В дальнейшем же ребенок может воспринимать другие формы поведения и осознать красоту настоящих человеческих взаимоотношений. В результате у нее возникает понятие внутриличностного конфликта – разногласие между идеалами, усвоенными в раннем детстве, и ценностями, осознанными с течением времени. Это противоречия в внутреннем мире, несомненно, будет отрицательно сказываться на согласованности всех личностных процессов, а также на поведении человека, предопределяя его противоречивость.

Дальнейшее развитие этого человека в значительной мере будет определяться направленностью вектору смыслов. В частности, если ведущими смыслами в дальнейшем станут те, что связанные с самопознанием, поиском истины, созданием добра, то дальнейшее развитие будет происходить, преимущественно, в направлении духовности. Если же наоборот, образцы причинения зла будут усилены соответствующими смысловыми подтверждениями, развитие личности, скорее будет тяготеть к полюсу бездуховности.

В любом случае разная направленность идеалов, смыслов и ценностей создает внутренний личностный конфликт, определенный диссонанс, который можем назвать духовным (ценностно-смысловым) диссонансом.

В психологической науке американским психологом Л.Фестингером в 1957 г. “диссонанс – отрицательное побудительное состояние, которое возникает в ситуации, если субъект владеет одновременно двумя психологически противоречивыми “знаниями” (представлениями, понятиями) об одном объекте.

Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого стремятся избавиться или путем изменения одного из элементов дисонансных знаний, или путем введения нового элемента” [366, с.165].

Понятие внутриличностного конфликта – духовный диссонанс – отрицательное побудительное состояние, обусловленное действием нескольких противоречивых ценностно-смысловых установок личности, которые формировались одновременно или на разных возрастных этапах жизни.

Для преодоления духовного диссонанса нужны:

  1. волевые усилия,

  2. внутренняя собранность,

  3. сосредоточенность личности на духовном самосовершенствовании.

В отличие от когнитивного, духовный диссонанс детерминируется действием трех составных – личностных идеалов, ценностей и смыслов, которые являются более стойкими и более глубинными образованиями, чем знание, а итак их коррекция требует специальной психологической помощи.

ОТЗЫВЫ

Отзывы о психологическом центре

Встречу с Эдуардом Александровичем мне организовал старинный приятель, которому надоело слушать «историю, длинною в жизнь» и в один прекрасный момент он не взял трубку, а просто выслал номер телефона с текстом – звони! :)

АНТОНИНА
отзыв от ольги

Я обращалась к Эдуарду Александровичу по поводу профориентации и вредных привычек. Осталась очень благодарна за помощь!

ОЛЬГА
Отзывы о психологическом центре

Моему сыну было 4 года, когда у него появился страх темноты и боязнь оставаться дома даже с няней. Стал плохо спать. Подход Эдуарда Александровича удивил и меня, и мужа.

ИРИНА

ГРАФИК РАБОТЫ

Рабочие Дни 10:00 – 20:00
Суббота 12:00 – 18:00
Воскресенье 12:00 – 18:00

НАШИ ЦЕННОСТИ

Преумножать психологические знания и использовать их для эффективной помощи клиентам.

Изменяя себя мы меняем мир!

  • Высокий уровень профессионализма наших сотрудников.
  • Реализацию личностного подхода на практике.
  • Использование эффективных подходов и методов психологической помощи.

Приведем наглядный пример!

Евгений – студент 1 курса. Из детства имеет болезни опорно-двигательной системы.

Запрос родителей: “Наш сын не хочет учиться, не ночует дома, записывает музыку, которая всем (!) выдается бездарной”.

Из разговора с Евгениом: “Мне тяжело понять себя, свою непоследовательность… Кажется, что во мне есть несколько противоречивых “я”. Одно из них стремится свободы, независимости, второе – творчества. Вместе с этим не хочу огорчать родителей, которые нередко ждут меня ночью дома“…

Анализ содержания ценностно-смысловой сферы Евгения показал, что ведущие мотивы его поведения в значительной мере связанные с любимой сказкой детства – “Бременские музыканты”. Потащила к свободе и независимости, склонность к музыкальному творчеству, это ведь есть ведущими чертами его положительных героев.

Герои для ребенка – это примеры для наследования. Но в отличие от “Трубадура” из сказки – у Евгения были родители, которые старалось (пусть и по-своему) проявлять заботу о нем.

Дальнейшая психологическая работа с юношей состояла в раскрытии перед ним закономерностей формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности, общем осознании значения ситуации, которая возникла, в согласовании существующих противоречий во внутреннем мире.

Параллельно с этим в беседах с родителями мы обсуждали личностные потребности молодого человека, такие, как свобода, возможность самореализации и роль родителей на разных этапах развития ребенка. Осознание ценностей и смыслов, усвоенных в детстве, помогло нейтрализовать ценностно-смысловой диссонанс, а итак – освободило часть эмоциональной энергии для творчества и самосовершенствования.

По поводу ценностной ориентации детей родители, к сожалению, обращаются к психологу тогда, когда усвоенные в прошлом ценности отрицательно проявляются в поведении ребенка.

Приведем еще один пример.

Анюте 12 лет. Прекрасно рисует, учится в художественной школе. Мама продолжительное время не решалась обратиться к психологу – думала проблема исчезнет “самая”. Потом обстоятельства заставили…

Анюта пришла на встречу запуганная, как вор на месте кражи. Вместе рисовали, потом играли, анализировали рисунки из альбома. Чрезвычайный талант! После установления доверчивых отношений сделали методику “Координаты жизни” [моно]. В левом нижнем секторе среди поступков, которых лучшее бы не было – две кражи.

В ходе общения делаем акцент на разность между “Я” минувшей и “Я” настоящим, делимся опытом “плохих дел” и с помощью методики “Положительная самооценка” рассматриваем их без осуждения, как ошибки, которые разрешили получить опыт. Говорим о том, что во внутреннем мире все должно быть красивым, гармоничным, благоустроенным – эта мотивация становиться понятной для эстетичного мировосприятия девушки. Все, что мучает, не дает спокойно спать – следует осмыслить и отпустить.

Анюта рассказывает про украденный у одноклассницы плеер, который старалась продать. Делится тем, как взяла у знакомой ключи от квартиры и т.д. Чрезвычайно тяжело об этом рассказывать, но она старается.

Для чего Анюта это делала, если родители живут довольно зажиточно – она не может сказать. Клептомания? Болезнь, а не психологическая проблема? Такой вывод направил бы девушку к врачу.

В ценностной ориентации, определенной с помощью методики “Осуществление желаний” [Моно] ярко проявляются семейные ценности. Шаг за шагом погружаемся в семейные воспоминания, рассматриваем фото. Если девушке было 3-4 года родители часто ссорились, почти во время каждой ссоры раздавались обвинения в недостатка денег. В глубинах детской памяти фразы: “нужны деньги и разве их честно заработаешь?”, “надо платить за .., а денег нет”.

Осознанная забота о семье и подсознательной потребности в деньгах для семьи удивительно соединились в личности девушки через склонность к кражам. Снова и снова рассматриваем этот механизм – рисуем, проговариваем. Договариваемся, что при любом желании взять что-то чужое, Анюта просто позвонит по телефону.

Прошли года. Родители Анюты иногда звонят по телефону и приветствуют с праздниками. Заботливый ребенок – сокровище для родителей, но формы заботы бывают разными.