Особенности проявления жизненной позиции у людей юношеского возраста

Современное украинское общество переживает переломный период, когда происходит трансформация отношений в системе «индивид-общество», личность формируется в условиях неопределенности, без устоявшихся ориентиров. Сегодня для формирования идентичности нужно иметь сложившуюся жизненную позицию, которая станет основой для дальнейшего становления личности в измерении сообществ и профессий.

В данном случае жизненная позиция выступает необходимым условием для критического осмысления, установление закономерностей и поиска новых вариантов и моделей поведения в соответствии с изменчивости и непредсказуемости современного мира.

В этом контексте особую актуальность приобретает социально-психологический анализ такого образования, как жизненная позиция личности. Термин «жизненная позиция личности» впервые находим в А.Адлера, который определял ее как главную движущую силу и условие психического и социального развития человека. Жизненная позиция личности – это ее целостное отношение к окружающему миру и к самому себе, что проявляется в его мыслях, словах и поступках. Жизненная позиция это не просто способность, а готовность действовать определенным образом.

Проявления жизненной позиции как предмет изучения

Предметом научного исследования жизненная позиция личности становится в трудах А.Архангельського [1], В.Ефимова [4], В.Маркина [5], И.Хобты [10 и др.

Научной классификации жизненных позиций в научной литературе пока нет. Но в отдельных исследованиях упоминаются: активная – пассивная, критическая – некритична, приспособленческая, истинная – ложная, противоречивая – непротиворечивая, новая – старая, прогрессивная – реакционная, милитаристская – антимилитаристская, экономическая, социальная, политическая, правовая, гражданская, нравственная, художественная, религиозная, мировоззренческая и т.д.

Личность в зависимости от воздействия окружающей среды, своих потребностей, интересов, мировоззрения, ценностей, ценностных ориентаций, морально-психологических установок, убеждений, стремлений, уровня знаний и многих других факторов занимает в общем или в данной конкретной ситуации по данному общественного явления или процесса определенные проявления жизненной позиции, которая может быть активной или пассивной.

проявления жизненной позиции

Проявления жизненной позиции и её виды

Активная жизненная позиция представляет собой устойчивую позицию личности, направленную на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии со своим убеждение, взглядов и представлений личности. Она может быть как положительная так и отрицательная. Положительная активная жизненная позиция ориентирована на моральные нормы общества, на утверждение конструктивных и продуктивных моделей развития общества и уменьшения влияния разрушительных механизмов. [8]

Негативная жизненная позиция. Не всегда активны и деятельны люди тратят свои усилия на положительные поступки, их действия могут приносить вред окружающим и им самим. Примером отрицательной активной жизненной позиции может служить участие в различных террористических группировках. Такое разделение выражает меру, степень участия личности в решении как собственных проблем, так и проблем общества.

Личность по своей общественной природе активная, в частности относительно своих интересов. Но относительно требований других людей активность личности может принимать различные формы. Под влиянием общества, государства, традиций, общественного мнения, авторитета старших, социальной группы или ее руководителя, под прямым или косвенным давлением других людей, личность может корректировать свою активность, направлять ее в русло требований этих субъектов или общественных институтов, приспосабливать свои интересы з интересами других. Человек становиться покладистым, податливой и даже может занимать пассивную жизненную позицию по отношению к интересам других лиц.

Пассивная (конформная) жизненная позиция личности направлена ​​на покорение окружающему миру. При такой позиции личность избегает ситуаций когда нужно взять на себя ответственность за собственное будущее, личность легко подчиняется мнению группы как большой так и малой.

Особенности юношеского возраста

Ученые дают различные возрастные рамки периода юности, в частности, И.Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст – ранняя юность (16-17 лет), юность – от 17 до 20-23 лет. B.C. Мухина определяет юность как период после подросткового возраста к взрослости (возрастные границы от 15-16 до 21-25 лет)

Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что человек стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (следует заметить, что эти процессы очень вариативные). В связи с этим проявления жизненной позиции меняются, требования и условия также, в которых происходит его формирование человека как личности: он должен быть подготовлен к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей (И.А. Кон)

Юность, по мнению В.И. Слободчикова, – завершающая стадия на ступеньках персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста – саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни» [9]

Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, как отмечает Е.Е. Сапогова, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживания которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смысло-жизненных проблем. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним. Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознания себя как частицы социальной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Именно это и обусловливает проявления жизненной позиции. В юношеском возрасте проявление жизненной позиции является одним из способов социализации личности, ее своеобразной социальной интеграцией позволяет найти свою социальную и профессиональную идентичность. [7]

Проявления пассивной жизненной позиции

Пассивная жизненная позиция в юношеском возрасте будет проявляться в приспособленческом отношении личности к требованиям других людей, групп лиц, социальных институтов, господствующих социальных групп, государства и т.д. В юношей жизненная позиция проявляется в неуверенности в себе, в обесценивании своей личности, разочаровании в близких и окружающих людях, приводит к психологической дезадаптации и неуспеваемости. Лицо, находясь в роли пассивного объекта социализации, лишается возможности полноценно развиваться и морально и социально, а ее самоопределения полностью зависит от социального окружения

Пассивная жизненная позиция в юношеском возрасте может проявляться следующими способами:

  1. Полная бездеятельность. Людям этой категории присуща нулевая реакция на проблемы. Опасности и трудности их парализуют, и они ждут разрешения этих ситуаций.

Данным лицам присущи:

  1. Покорность (человек строго соблюдает правила и распоряжения других людей, не задумываясь об адекватности и потребности этих правил);
  2. Возбуждение (осуществление любых действий, лишенных конструктивных целей. Например, шум, суета, интенсивная деятельность, только направлена ​​не в то русло);
  3. Разрушительное поведение (человек обрушивает вину за свои неудачи на людей непричастных к этому. Например, юноши, не вступившие в вуз обвиняют в этом родителей). [6]

Проявления активной жизненной позиции

Активная жизненная позиция имеет свои проявления жизненной позиции и становится возможной при критическом и творческом овладении всем богатством наследия человечества, формированием у себя готовности активно действовать в мире. Активная жизненная позиция юношей выражает их стремление к расширению и укреплению своего жизненного пространства, рассматривается в контексте самореализации и свободного творчества.

Человек юношеского возраста проявляет свою активную жизненную позицию, если в ее характере проявляются следующие черты:

  • целеустремленность и осознанность поведения (действий и поступков);
  • ответственность и активность;
  • результаты деятельности и общественной активности соответствуют требованиям общества;
  • реальные, а не мнимые или гипотетические, действия и поступки.

Какие выводы?

Итак, проявления жизненной позиции лиц юношеского возраста формируется прежде всего в процессе социализации личности. Детерминируется это образование активностью личности, ее субъективно-интерпретационным отношением к общественным ценностям и нормам. При этом жизненная позиция лиц юношеского возраста обуславливает ее социальное развитие, ведет к формированию устойчивого внутреннего императива, согласно которому выстраивается и корректируется ее жизненная стратегия.

ОТЗЫВЫ

Отзывы о психологическом центре

Я смогла лучше разбираться в себе, своем внутреннем мире, в других людях, преодолеть многие страхи и неуверенность в себе, а также появилось постоянное желание познавать и развивать себя и своё окружение, свой мир!

НАТАЛЬЯ
Отзывы о психологическом центре

Была очень сильная депрессия, причин было много. Знакомые посоветовали мне Эдуарда Помыткина. Я сначала упиралась, думала ну как мне поможет чужой человек, если меня окружают одни ужасы… Много было бесед, слез, всяческих упражнений, и я все еще не знала, что же будет дальше с моей жизнью. Не переносите на потом собственное душевное благополучие! Обращайтесь и увидите сами, как все изменится.

ИРИНА
Отзывы о психологическом центре

Множество раз приходила на психологические консультации. Были личные проблемы, семейные, на которые приходили вместе с мужем. Каждый раз консультации имели особенный характер. Нестандартный подход, креатив который часто сбивал меня с толку, но работал очень эффективно! Сейчас я более детально углубляюсь в психологию, знакомлюсь с новыми людьми и осознаю, насколько высокий был профессионализм Эдуарда Александровича!

АНТОНИНА

ГРАФИК РАБОТЫ

Рабочие Дни 10:00 – 20:00
Суббота 12:00 – 18:00
Воскресенье 12:00 – 18:00

НАШИ ПРИНЦИПЫ

Преумножать психологические знания и использовать их для эффективной помощи клиентам.

Изменяя себя мы меняем мир!

  • Высокий уровень профессионализма наших сотрудников.
  • Реализацию личностного подхода на практике.
  • Использование эффективных подходов и методов психологической помощи.