Влияние жизненной позиции на удовлетворённость жизнью будущих авиадиспетчеров

Актуальность исследования заключается в том, что принятие решения по определению жизненной позиции является важной составляющей личностного развития каждого человека.

В самом широком определении жизненная позиция – это идеалы, убеждения и ценности личности, которые концентрируют в себе все главные принципы и стратегии поведения человека и в целом его деятельности.

Процесс формирования жизненной позиции личности включает в себя большой комплекс объективных и субъективных условий и процессов, среди которых – усвоение личностью определенного мировоззрения, разнообразных знаний, развитие убеждений, социальных и профессиональных навыков, развитие межличностных отношений, приобщение личности к трудовой и общественно -политической деятельности.

Исследования жизненной позиции

Научной классификации жизненных позиций в психологической литературе пока нет. Но в отдельных исследованиях упоминаются: активная – пассивная, критическая – некритична, приспособленческая, истинная – ложная, противоречивая – непротиворечивая, новая – старая, прогрессивная – реакционная, милитаристская – антимилитаристская, экономическая, социальная, политическая, правовая, гражданская, нравственная, художественная, религиозная, мировоззренческая и др. Предметом научного исследования жизненная позиция личности становится в трудах А.Архангельського,  В.Ефимова, В.Маркина, И.Хобты и других.

Б.Д. Парыгин также говорит о связи позиции человека с той ролью, которую она выполняет в соответствии с ее социальным положением и конкретной ситуацией. Жизненная позиция личности по К. А. Абульхановой-Славской, – это совокупность жизненных отношений, а также способ их реализации, которые соответствуют (или не соответствуют) потребностям, ценностям личности.

Определяющим в характеристике жизненной позиции является то, насколько сама личность добивается тех условий, в которых её потенциал получает наибольшие возможности для развития Е. Берн считал, что жизненная позиция выстраивается в раннем детстве (от трех до семи лет) с целью оправдать решение, основанное на более раннем опыте. Целью статьи является освещение и теоретическое обоснование влияния жизненной позиции на удовлетворенность жизнью в будущих авиадиспетчеров.

Наличие у человека четкой жизненной позиции сказывается на всех аспектах жизни человека: моральной, духовной, общественно-политической, трудовой и других сферах самовыражения личности. Она выражает моральное напряжение личности, то есть её готовность к практическому действию.

влияние жизненной позиции

Активная жизненная позиция личности

В качестве одной из характеристик активной личности выступает активная жизненная позиция. Фоновое влияние жизненной позиции имеет особый статус у каждого человека. Активная жизненная позиция – устойчивая позиция личности, направленная на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии со своим убеждение, взглядов и совести. Она выражается в стремлении к расширению и укреплению своего жизненного пространства, рассматривается в процессе своей самореализации и расширения пространства для творчества. И становится возможной при критическом творческом овладения всеми достижениями человечества, которые актуальны для развития данного индивида. Для ее формирования необходимо двигатель, который будет продвигать вперед. В роли такого двигателя могут выступать наши желания, потребности, стремления. Человек с активной жизненной позицией может быть лидером, а может и следовать за лидером, но у него всегда есть своя точка зрения и силы ее отстоять. Формированием у себя готовности активно действовать в мире. Она проявляется в смелости и инициативе готовности активно действовать. Также влияние жизненной позиции проявляется с детства. Активная жизненная позиция формируется постепенно начиная с детских лет в результате преодоления повседневных трудностей, овладение социальным опытом, профессиональным мастерством.

Виды активной жизненной позиции

Различают такие виды активной жизненной позиции:

  1. Положительная позиция. Она ориентирована на моральные нормы общества, на утверждение добра и преодоления нравственного зла.
  2. Отрицательная. Не всегда активные и деятельные люди тратят свои усилия на положительные поступки, их действия могут приносить вред окружающим и им самим. Примером отрицательной активной жизненной позиции может служить участие в различных незаконных формированиях.

Антиподом влияния жизненной позиции является пассивность. Человек с пассивной жизненной позицией инертный и равнодушный. Такой человек проявляет безразличие к проблемам и трудностям общества, в котором живет. Пассивная жизненная позиция может проявляться следующими способами:

  1. Полная бездеятельность. Людям этой категории присуща нулевая реакция на проблемы. Опасности и трудности их парализуют, и они ждут решения этих ситуаций.
  2. Покорность. Человек строго соблюдает правила и распоряжения других людей, не задумываясь об адекватности и потребности этих правил.
  3. Возбуждение. Осуществление любых действий, лишенных конструктивных целей. Например, шум, суета, интенсивная деятельность, только направлена ​​не в то русло.

Разрушительное поведение. Человек обрушивает вину за свои неудачи на людей непричастных к этому. Например, мать, срывает свою злость на детях из-за проблем на работе. Такое влияние жизненной позиции может нести деструктивный характер.

Понятие удовлетворенности жизнью является комплексным и многослойным. Удовлетворенность – определение с очень широким значением, очень распространено и в связи с этим имеет область определения с размытыми границами.

Непосредственное влияние жизненной позиции на удовлетворенность жизнью делает настроение, психическое состояние, и психологическая устойчивость личности. Майкл Аргайл употребляет понятие удовлетворенность жизнью и счастье как тождественные. «Счастье можно рассматривать как осознание своей удовлетворенности жизнью или как частоту и интенсивность положительных эмоций».

Из истории

В 1976 году Эндрюс и Уайтни зафиксировали три компонента, из которых состоит субъективное благополучие: удовлетворенность жизнью, положительные эмоции и негативные эмоции. Субъективное благополучие тем выше, чем больше у человека положительных эмоций, чем меньше негативных эмоций и чем больше удовлетворенность собственной жизнью, которая не является исключительно эмоциональной оценкой, а включает момент когнитивного суждения.

В начале 40-х годов XX века, известный американский психолог Е.Л. Торндайк составил перечень факторов удовлетворенности жизнью, названный им “условиями хорошей жизни»:

  1. Удовлетворение физических потребностей;
  2. Удовлетворение потребностей в активности (психической и физической);
  3. Удовлетворение социальных потребностей (дружеские отношения, принадлежность к организованным группам, господство над другими, служение другим)
  4. Личные успехи (признание со стороны других, самоуважение). В 1994 г. С. Хонг и Е. Гиан-Копулос провели интегративное исследование, целью которого было определение весового влияния каждой из вышеназванных характеристик на удовлетворенность жизнью. Исследование было проведено на основе тестирования 1700 человек с помощью семи различных тестов.

Какие выводы

Результаты исследования показывают, что усилия по повышению удовлетворенности жизнью могут быть направлены в первую очередь на работу с четырьмя психологическими характеристиками:

  • повышением уровня самооценки,
  • снижением уровня депрессии,
  • снятием раздражение,
  • повышением интернальности.

М. Аргайл, английский специалист в области социальной психологии, межличностного общения. В основном его работы включают перечисления факторов удовлетворенности. Причем факторы выступают также и как источники, и как условия, и как области удовлетворенности жизнью, а иногда и как характеристики самого субъекта – совокупность личностных черт жизни индивида, которые поддаются определению, расположении и обнаруживают статистически значимую связь с удовлетворенностью жизнью.

Удовлетворенность жизнью в целом или её отдельными сферами можно измерить с помощью само-отчетов. Исследования показывают: большинство людей считает, что их уровень удовлетворенности жизнью превышает средние показатели – 70% от максимально возможного. На данный момент влияние жизненной позиции не до конца изучено, нет четких данных о том, какие сферы больше всего влияют на удовлетворенность жизнью хотя в большинстве областей были обнаружены оба направления причинной связи.

ОТЗЫВЫ

Отзывы о психологическом центре

Я смогла лучше разбираться в себе, своем внутреннем мире, в других людях, преодолеть многие страхи и неуверенность в себе, а также появилось постоянное желание познавать и развивать себя и своё окружение, свой мир!

НАТАЛЬЯ
Отзывы о психологическом центре

Была очень сильная депрессия, причин было много. Знакомые посоветовали мне Эдуарда Помыткина. Я сначала упиралась, думала ну как мне поможет чужой человек, если меня окружают одни ужасы… Много было бесед, слез, всяческих упражнений, и я все еще не знала, что же будет дальше с моей жизнью. Не переносите на потом собственное душевное благополучие! Обращайтесь и увидите сами, как все изменится.

ИРИНА
Отзывы о психологическом центре

Множество раз приходила на психологические консультации. Были личные проблемы, семейные, на которые приходили вместе с мужем. Каждый раз консультации имели особенный характер. Нестандартный подход, креатив который часто сбивал меня с толку, но работал очень эффективно! Сейчас я более детально углубляюсь в психологию, знакомлюсь с новыми людьми и осознаю, насколько высокий был профессионализм Эдуарда Александровича!

АНТОНИНА

ГРАФИК РАБОТЫ

Рабочие Дни 10:00 – 20:00
Суббота 12:00 – 18:00
Воскресенье 12:00 – 18:00

НАШИ ПРИНЦИПЫ

Преумножать психологические знания и использовать их для эффективной помощи клиентам.

Изменяя себя мы меняем мир!

  • Высокий уровень профессионализма наших сотрудников.
  • Реализацию личностного подхода на практике.
  • Использование эффективных подходов и методов психологической помощи.