Возрастная периодизация духовного развития личности в онтогенезе

Возрастная периодизация духовного развития личности должна рассматриваться в контексте онтогенеза, ведь каждый возрастной период жизни имеет определённые задачи и может проживаться человеком осознанно.

Предложенный далее авторский вариант возрастной периодизации жизненного пути имеет такие ведущие признаки:

  1. Целостность – все возрастные периоды рассматриваются в едином жизненном пространстве от эмбрионального развития, рождения и до смерти человека.
  2. Функциональность – установление функциональной зависимости психических процессов, возникновения и реализации личностных потребностей во времени.
  3. Взаимообусловленность жизненных периодов – рассмотрение достижений человека на каждом возрастном периоде как суммы достижений предыдущего и базиса дальнейшего опыта развития.

Поскольку развитие как процесс имеет спиралевидный характер, целесообразно считать, что одни и те же психологические потребности (в общении, познании, творчестве и т.д.) циклически актуализируются во времени в течение человеческой жизни на новом качественном уровне. Это позволяет устанавливать функциональные связи между различными жизненными периодами. Авторская возрастная периодизация поможет исследовать, как тот или иной выбор на предыдущем жизненном этапе влияет на дальнейшее профессиональное развитие личности во времени. Для графического удобства возрастные периоды представлены в виде синусоидального графика, иллюстрирующего принцип цикличности и облегчающего сравнение и установление связей между различными периодами жизни (рис. 3).

Рис. 3. Возрастная периодизация духовного пути личности.

Рис. 3. Возрастная периодизация духовного пути личности.

Главные периоды

Наша возрастная периодизация включает в себя четыре условных периода, приведённые на графике. Периоды соответствуют процессам индивидуально-семейной, социальной, общечеловеческой и духовной идентификации, когда личность отождествляет себя с собственным Я, семьей, профессиональным сообществом, человечеством и всей природой, Бытием. При этом происходят и изменения ведущей деятельности.

Возрастная периодизация в первый период преобладает учебно-познавательная деятельностью.

Когда ребенок, подросток, а в дальнейшем молодой человек проявляет интерес к определенным видам деятельности, овладевает знаниями, нравственными нормами и духовными ценностями человечества, апробирует их на личном опыте, отрицает одни из них и принимает другие, формирует собственную жизненную позицию.

Во время проживания второго периода ведущей становится профессиональная деятельность.

Когда молодой человек сначала овладевает начальными профессиональными навыками, а в дальнейшем становится настоящим профессионалом, способным к творчеству в выбранном направлении деятельности.

В третий период жизни, возрастная периодизация  отмечается возрастанием потребности в передаче собственного опыта.

Например ценностей, жизненной мудрости и профессиональных знаний будущим поколениям.

В четвертый период, возрастная периодихация характеризуется потребностью в гармонизации.

Например упорядочении собственной жизни, осознании её смысла, выделении главного и второстепенного, стремлением к улучшению взаимоотношений между детьми и внуками, сближением с природой (в религиозном контексте – с Богом).

Первый полупериод синусоиды (до 12 лет) возрастная периодизация соответствует индивидуальному развитию ребенка. Характеризуется процессами овладения навыками общения, усвоения смыслов и ценностей, формирования воли, активизации познавательной и творческой деятельности.

Второй полупериод – время апробации усвоенного, выработки собственных смыслов и ценностей. Подобная очередность усвоения и реализации жизненного опыта составляет динамику развития личности.

Духовное развитие личности

Духовное развитие личности является динамическим процессом, содержащим подъемы и спады, среди которых можем выделить 4 судьбоносные вершины, связанные с жизненными выборами:

  • – 12-летия, когда дух в человеке «осознает себя как индивидуальность» (Гегель). Подросток осуществляет выбор между принятием ответственности, самостоятельности или потреблением, слепым воспроизведением усвоенных ценностей и опыта родителей. Неверный выбор приводит к обострению кризиса взрослости (когда происходит разрушение стереотипов восприятия и мировоззрения), к еще большему расхождению между желаниями и возможностями;
  • – 36-летняя вершина, когда «дух в личности осознает свою социальную природу». Человек совершает выбор между построением уникального профессионального пути в соответствии со своей природой, социальной активностью или общепринятым повторением жизненных путей, уже пройденных другими. Неверный выбор усиливает кризис нереализованности (когда кажется, что жизненная программа не выполнена, а достижения – незначительные);
  • – 60-летняя вершина, когда «дух в человеке осознает свою общечеловеческую природу». Личность решает, чем наполнить свое будущее – творческими достижениями, мудростью, самосовершенствованием  или обыденностью и постепенной потерей физических и духовных сил. Следствием неправильного выбора является усиление кризиса опустошенности – утрате осознания связи между прошлым, настоящим и будущим;
  • – 84-летняя вершина, когда дух “осознает через человека самого себя, свою духовную природу». Личность идентифицирует себя с собственным духовным Я, осознает себя частью единого мира, Вселенной, посвящает жизнь служению, миротворчеству или оставляет жизненную сцену, так и не поднявшись над мелочами, не поняв смысла собственной жизни в эволюционно-историческом измерении. Неверный выбор приводит к кризису бесперспективности, когда человек живет только воспоминаниями, ощущает недостаточное количество жизненной энергии. Понимание и учет законов духовного развития способствует реализации единства личности с миром, Природой. Человек возвращается к вечности, к неизменным духовным ценностям, становится гражданином Вселенной.

Правильность производимых выборов определяет жизненную судьбу личности.

Пользуясь представленной возрастной периодизацией следует учитывать, что возрастные ориентиры являются лишь приблизительными, зависимыми от индивидуальных особенностей, духовного потенциала личности и социо-культурных условий.

В целом использование предложенной возрастной периодизации жизненного пути позволяет выделять основные этапы ценностно-смысловой и профессиональной ориентации в процессе развития личности, проектировать траектории её профессиональных достижений, осуществлять ревизию жизненного опыта и строить перспективы новых свершений.

Для всех желающих, наш центр проводит психологическое консультирование по выбранным темам.

Доктор психологических наук, профессор Эдуард Александрович Помыткин.

ОТЗЫВЫ

Отзывы о психологическом центре

Я смогла лучше разбираться в себе, своем внутреннем мире, в других людях, преодолеть многие страхи и неуверенность в себе, а также появилось постоянное желание познавать и развивать себя и своё окружение, свой мир!

НАТАЛЬЯ
Отзывы о психологическом центре

Была очень сильная депрессия, причин было много. Знакомые посоветовали мне Эдуарда Помыткина. Я сначала упиралась, думала ну как мне поможет чужой человек, если меня окружают одни ужасы… Много было бесед, слез, всяческих упражнений, и я все еще не знала, что же будет дальше с моей жизнью. Не переносите на потом собственное душевное благополучие! Обращайтесь и увидите сами, как все изменится.

ИРИНА
Отзывы о психологическом центре

Множество раз приходила на психологические консультации. Были личные проблемы, семейные, на которые приходили вместе с мужем. Каждый раз консультации имели особенный характер. Нестандартный подход, креатив который часто сбивал меня с толку, но работал очень эффективно! Сейчас я более детально углубляюсь в психологию, знакомлюсь с новыми людьми и осознаю, насколько высокий был профессионализм Эдуарда Александровича!

АНТОНИНА

ГРАФИК РАБОТЫ

Рабочие Дни 10:00 – 20:00
Суббота 12:00 – 18:00
Воскресенье 12:00 – 18:00

НАШИ ПРИНЦИПЫ

Преумножать психологические знания и использовать их для эффективной помощи клиентам.

Изменяя себя мы меняем мир!

  • Высокий уровень профессионализма наших сотрудников.
  • Реализацию личностного подхода на практике.
  • Использование эффективных подходов и методов психологической помощи.