Ценностно-нравственное консультирование
Ценностно-нравственное консультирование, как средство оказания психологической помощи, основано на гармонизирующем воздействии духовно-нравственной направленности. Предлагаемая форма психологической помощи направлена на глубокое осмысление человеком своего личностного опыта. Мы исходим из того, что просто душевные страдания – это проявления невроза, а страдания с осмыслением опыта – это путь духовного развития личности, путь исцеления от этого страдания через понимание его смысла, а также своей роли, места и должного образа действий в различных жизненных ситуациях.
Целью консультирования выступает помощь личности в нравственном становлении, в решении психологических проблем путем самовоспитания и развития ценностно-смысловой сферы. Мы исходим из того, что личность определяется духовностью человека, которая придаёт смысл жизни. На уровне личности происходит осознание своих главных ценностей, своего назначения, актуализируется потребность в поисках смысла жизни. Глубинные личностные проблемы связаны с нарушением иерархичности ценностей, несформированностью нравственной сферы.
В чем суть?
Построение консультативного процесса базируется на сочетании основ экзистенциальной терапии, логотерапи (В.Франкл), в которой главное внимание отводится ответственности за поиск уникального смысла своей жизни, за реализацию высших ценностей, и христиански ориентированной психотерапии (И.Я.Медведева, Т.О.Флоренская, Л.Ф.Шеховцова). Направлена она на осознание и исправление клиентом собственных нравственных ошибок, что обеспечивает эффект сознательного нравственного развития. Спецификой данного подхода является декларирование консультантом своей нравственно-этической позиции, которая открывает нему широкие возможности предоставления обратной связи относительно нравственного аспекта различных явлений, нравственной оценки поступков клиента. Профессионально-необходимой особенностью личности консультанта выступает наличие внутреннего духовно-нравственного ценностного стержня. Это требует постоянной нравственной работы над собой и даёт возможность духовной опоры для клиента. Этическими установками психолога являются: принятие личности клиента, искренняя поддержка, толерантность, надежность, конфиденциальность.
Основные принципы консультативной работы:
- Стимулом нравственного развития является формирование отношения человека к нравственности как к ценностному явлению.
- Духовные ценности имеют гармонизирующее влияние на личность.
- Развитию нравственной сферы личности способствуют осознание ииерархизация собственных ценностей, развитие нравственно-оценочных чувств, усвоение высших ценностей.
Этапы и задачи
Консультативный процесс имеет 2 основные фазы – диагностическую и коррекционную и осуществляется в 4 этапа. На каждом этапе решаются определенные задачи:
-
Психодиагностический этап.
Имеет целью: установление эмоционального контакта с клиентом, выяснение его психологических проблем. На данном этапе происходит диагностика ценностной системы, нравственных и личностных качеств, определение нравственного уровня личности, зоны ее ближайшего нравственного развития. На этапе диагностики психолог занимает позицию активного исследователя: вычленяет ориентировочный круг собственно психологических проблем клиента, выдвигает гипотезы относительно ценностно-нравственного аспекта причин их возникновения, проясняет желаемый результат консультирования, анализирует ресурсы клиента к разрешению проблемной ситуации.
-
Когнитивно-ценностный этап консультирования.
Направлен на работу по осознанию и иерархизацию клиентом своей ценностной системы, соотнесения нравственных категорий с собственными ценностями. Задачей этого этапа консультативной работы является оказание помощи в само-осознания через развитие ценностно-смысловой сферы. На когнитивном этапе осознание клиентом сущности своей проблемы осуществляется преимущественно через знания относительно нравственных категорий, понимание целей и мотивов поведения окружающих, переформулирование проблемы в терминах ценностно-нравственного консультирования.
Происходит проверка консультантом своей гипотезы, объясняющей, по какой причине страдает пришедший к нему человек. Во время когнитивного этапа консультант оценивает Я-концепцию клиента с точки зрения соответствия её социо-культурным нравственным нормам. Подводит клиента к пониманию и осознанию истинных причин, порождающих его проблему. Особое внимание отводится осознанию нравственной стороны психологических проблем. А также развитию способности к соотнесению чувств, суждений с ценностно-нравственными критериями. Здесь целесообразно проводить работу по осознанию клиентом особенностей своей личности, анализу жизненного опыта, нахождению сущностных смыслов жизни.
-
Эмоционально-оценочный этап.
Задачами данного этапа являются помощь клиенту в формировании отношения к нравственности как к ценностному явлению, дифференциация нравственных чувств (ответственности, совести, человеческого достоинства и др.), развитие нравственных отношений, формирование мотивации нравственного развития. Ценностно-нравственное направление базируется на следующем положении: «в конфликте не бывает правых и виноватых; если я не могу конструктивно разрешить ситуацию, то значит, что я в чём-то не прав».
То есть, любые жизненные коллизии рассматриваются в качестве условий задачи, которую предстоит решить оптимально, неся ответственность за всё содеянное и упущенное (В.Франкл). Таким образом, происходит ориентация, клиента на развитие внутреннего локус контроля.
Эмоционально-оценочный этап консультирования посвящен работе с переживаниями клиента: психологическое влияние направлено на осознание и оценку клиентом своего поступка или линии поведения в проблемной ситуации как недолжного, неправильного в системе нравственных координат. Здесь важно достичь понимания и признания клиентом (в возможных для него пределах) части своей неправоты, некомпетентности, в результате которых возникла проблема, искреннего покаяния в собственном безнравственном поступке. Конечной целью эмоционально-оценочного этапа является катарсическое эмоционально-ценностное переосмысление действительности и формирование нового нравственного отношения к миру. К концу данного этапа консультант вместе с клиентом определяют задачи дальнейшего развития и разрабатывают программу нравственного самовоспитания ради достижения перспектив «новой жизни».
-
Нравственно-поведенческий этап.
Направлен на нахождение и апробацию клиентом адекватных форм нравственного поведения. Каждый знает, как трудно себя изменить, даже если понимаешь, что и как надо делать (психоаналитическая «аксиома» о том, что процесс самопознания является одновременно и процессом самоизменения, ставится под сомнение). Поэтому в ценностно-нравственном консультировании консультант не бросает клиента на стадии осознания, а показывает ему перспективу дальнейшего нравственного поведения, воплощения в жизни нравственных принципов, подводит его к осознанию ответственности за свои поступки и за свою жизнь.
Задачей этого этапа выступает формирование до уровня поведенческих паттернов способности личности к ценностному самоопределению, к нравственному выбору; закрепление навыков нравственного поведения. На данном этапе психолог оказывает эмоциональную поддержку клиенту в его усилиях справиться с ситуацией, содействует в поисках форм адекватного нравственного поведения, при этом стимулируя клиента к проявлению самостоятельности и ответственности. На поведенческом этапе целесообразно проводить рассмотрение возможных вариантов решения проблемы и сопоставлять каждый из них с системой духовно-нравственных принципов; оказывать помощь клиенту в антиципации надлежащего нравственного поведения в аналогичных ситуациях в будущем. На заключительном этапе консультирования окончательно обсуждается и корректируется программа дальнейшей работы над собой, оговариваются цели, сроки её реализации, и клиента отправляют в «самостоятельное плавание» по нравственному самовоспитанию.
Основные методы ценностно-нравственного консультирования
Основными методами ценностно-нравственного консультирования являются:
- беседа в форме диалога, с использованием типичных приемов (перефраз, уточнение, обобщение, резюмирование);
- интроспекция, основанная на самонаблюдении и само-осознании – ведение клиентом дневника с анализом (вместе с психологом) жизненного опыта, работа с личностными смыслами.
Важным фактором эффективности консультативного процесса выступает способность психолога к удержанию системы нравственно-этических рамок межличностного общения и обучение этому клиента.
Ценностно-нравственное консультирование может сочетать использование некоторых других психотерапевтических методов, объединенных общими целями (когнитивную терапию, арт-терапию, трудотерапию, элементы психодраммы и др.).
Что дает ценностно-нравственное консультирование?
Реализация ценностно-нравственного консультирования предполагает выполнение психологом (психотерапевтом) ряда задач по отношению как к собственной внутри-личностной деятельности в процессе консультирования, так и по отношению к работе с сознанием клиента. Задачами психолога по отношению к себе являются:
- непрерывная нравственная работа над собой;
- формирование ценностно-нравственного стержня; создание доверительной атмосферы принятия и понимания клиента (внимательность, чуткость, толерантность);
- удержание системы нравственно-этических рамок межличностного взаимодействия.
Задачи психолога по отношению к клиенту:
- мотивирование клиента к нравственному развитию, конструктивному решению проблем;
- помощь в осознании особенностей своей личности, нравственных аспектов проблемы;
- помощь в осознании и признании клиентом доли своей неправоты в проблемной ситуации;
- помощь в рассмотрении путей разрешения проблемы, антиципации поведения в аналогичных ситуациях в будущем с учётом жизненного опыта;
- помощь в концептуализации образа должного поведения, нахождении смысла жизни, принятии решения в пользу работы над собой.
Доктор психологических наук,
Павлык Наталья Васильевна
ОТЗЫВЫ

Я смогла лучше разбираться в себе, своем внутреннем мире, в других людях, преодолеть многие страхи и неуверенность в себе, а также появилось постоянное желание познавать и развивать себя и своё окружение, свой мир!

Была очень сильная депрессия, причин было много. Знакомые посоветовали мне Эдуарда Помыткина. Я сначала упиралась, думала ну как мне поможет чужой человек, если меня окружают одни ужасы… Много было бесед, слез, всяческих упражнений, и я все еще не знала, что же будет дальше с моей жизнью. Не переносите на потом собственное душевное благополучие! Обращайтесь и увидите сами, как все изменится.

Множество раз приходила на психологические консультации. Были личные проблемы, семейные, на которые приходили вместе с мужем. Каждый раз консультации имели особенный характер. Нестандартный подход, креатив который часто сбивал меня с толку, но работал очень эффективно! Сейчас я более детально углубляюсь в психологию, знакомлюсь с новыми людьми и осознаю, насколько высокий был профессионализм Эдуарда Александровича!
ГРАФИК РАБОТЫ
Рабочие Дни | 10:00 – 20:00 |
Суббота | 12:00 – 18:00 |
Воскресенье | 12:00 – 18:00 |