Духовное развитие

Структура качеств и свойств высокодуховной личности

Духовное развитие личности для многих является её целью. Для создания психологической модели личности с высоким духовным потенциалом был осуществлен анализ содержания жизненного пути представителей человечества, которые в разные исторические эпохи достигали духовных вершин, становились духовными подвижниками, Учителями человечества.

Для их выбора в процессе исследования использовались такие критерии:

  1. стремление к реализации в своей жизни идеалов Добра, Красоты и Истины;
  2. единство стремлений, поведения и духовно направленной деятельности, которое проявляется в жизненных выборах и поступках;
  3. наличие философского учения, установок, передаваемых устно или письменно;
  4. наличие учеников, последователей.

По выдвинутым критериям был составлен список, в который вошли: Рам, Кришна, Моисей, Орфей, Пифагор, Будда, Платон, Иисус Христос, Сергий Радонежский, Григорий Сковорода, Елена Рерих, Николай Рерих, Порфирий Иванов, Мать Тереза. Биографии этих личностей детально проанализированы и обобщены в содержании учебного пособия «12 путей духовности» [8]. Также были проанализированы жизненные пути старца Силуана, князя Святослава (черниговского), Жанны Д’Арк, Джордано Бруно, Якова Беме, Рамакришны, Владимира Вернадского, Януша Корчака, Сальвадора Дали и др.

В процессе биографического анализа духовное развитие личности – особое внимание уделялось выделенным в текстах определенным единицам содержания, в частности:

  • – событиям раннего детства, факторам, которые способствовали духовному становлению;
  • – особенностям духовного развития на различных этапах жизни;
  • – мотивам духовных поступков и поведения;
  • – отношению к себе и окружающим;
  • – личностным изменениям, связанным с процессом духовного развития;
  • – динамике переживаний и эмоциональных состояний;
  • – особенностям духовной самореализации в ходе жизненного пути;
  • – отношению к жизни и смерти.

Вся полученная в ходе анализа совокупность из 125 качеств и свойств личности с высоким духовным потенциалом систематизирована на основе трехмерной, поэтапно конкретизированной, психологической структуры личности [14; 15] и представлена в соответствии с двумя ее измерениями – деятельностным (горизонтальным – 1, 2, 3, 4, 5 компоненты) и социально-психолого-индивидуальным (вертикальным –  подструктуры А, Б, В, Г, Д):

Классификация качеств, способностей высокодуховной личности

духовное развитие

Б. Направленность высокодуховной личности

духовное развитие личности

B. Характер высокодуховной личности

духовное развитие личности

Г. Самосознание высокодуховной личности

духовное развитие человека

Д. Духовный опыт личности

духовное развитие людей

Е. Интеллектуально-творческие способности, функции, процессы личности

духовное развитие

Духовное развитие и его категории

Поскольку основными смыслосоздающими категориями духовного развития являются Добро, Красота, Истина и Любовь, выделим из перечня эмоционально-чувственных (аффективных) состояний человека те, преобладание которых будет свидетельствовать об актуализированности или неактуализированности духовного потенциала личности. При этом распределим их на положительные и отрицательные.

К морально-гуманистическим, нравственным эмоциям и чувствам относятся те, которые связаны с совестью, возвышением или унижением личности, выражающие определенное отношение к ней: Морально-гуманистические аффективные состояния личности.

К эстетическим эмоциям и чувствам можно отнести те, что связаны с восприятием красоты, созвучности, гармоничности, совершенства: Эстетические аффективные состояния личности.

К интеллектуальным эмоциям и чувствам можно отнести те, которые наиболее тесно связаны с процессами восприятия, внимания, мышления, памяти и воображения: Интеллектуальные аффективные состояния личности.

К интимно-личностным эмоциям и чувствам относятся те, что сопровождают наиболее близкие отношения между людьми: Интимно-личностные аффективные состояния.

Интимно-личностные эмоции и чувства расширяют границы

Интересной закономерностью в процессе духовного развития является то, что интимно-личностные эмоции и чувства постепенно расширяют границы, направляются и на других – на человечество, природу, мир, а в случае религиозного сознания – становятся характерными при общении с Богом. Так, любовь к единственному близкому человеку может расшириться и превратиться в любовь к человечеству, ко всем живым существам, красоте нашей планеты и т.п.

Резонанс, образованный положительными эстетическими, морально-гуманистическими, интеллектуальными и интимно-личностными эмоциональными состояниями может привести к трансперсональным переживаниям, которые чаще всего приводятся в мистической, религиозной литературе. В психологической парадигме такие состояния описываются как «океаническое чувство» (З.Фрейд), «пиковый опыт» (А.Маслоу), «состояние растворённости», «всеединства» (В.С. Соловьев), «пробуждения», «просветления» и др. Рассмотрим психологическое содержание приведенных состояний подробнее.

Под океаническим чувством З.Фрейд понимал момент переживания полного слияния с природой, Вселенной – единение, которое стирает все возможные различия между «Я» и остальным миром. Этот термин указывает на переживания человеком своей сопричастности к целому, как отношение одной капли ко всему океану. Океаническое чувство может быть внезапным как озарение, иногда может повторяться, но в любом случае благодаря своей силе, интенсивности и глубине не забывается.

Состояние растворённости, всеединства

Пиковым (вершинным) опытом Маслоу называл переживания, которые находятся на грани человеческих возможностей, человеческого восприятия. Ученый доказал, что спонтанные пиковые переживания часто были полезными для людей, которые впоследствии обнаруживали отчетливую тенденцию к самореализации или самоактуализации. Для иллюстрации можем привести известные примеры переживания клинической смерти, особенно случаи, когда пациенты видели свое тело со стороны, получали информацию, которая затем оказывалась достоверной. Эмоциональное потрясение, переживаемое на грани смерти, было настолько мощным, что в дальнейшем изменяло всю их жизнь.

Состояние растворённости, всеединства рассматривается как следствие потери своего эгоцентрического «я», которое все время фокусирует внимание личности на дефицитарных потребностях, не позволяя чувствовать, переживать и осознавать единство всех процессов и всех существ во Вселенной. Вместо будничных переживаний появляются переживания, связанные с активностью Я-духовного – неописуемое чувство любви, сыновней покорности Духу Божьему (Г.С.Сковорода).

В различных мистических традициях духовное развитие и идея духовного единства всех живых существ во Вселенной выражалась в использовании тех или иных терминов, аналогий. Так, Патанджали отмечал: «Там, где есть различие интересов, один интеллект управляет многими интеллектами. Сознание едино, но генерирует различные множественные формы» [4, с.44].

Высшие духовные переживания

К высшим духовным переживаниям также следует отнести пробужденность и просветление. Пробужденность свидетельствует о том, что высшая духовная природа, которая находилась в потенциальном состоянии, становится актуализированной, духовное сознание «пробуждается от сна», человек по-новому осознает жизненную реальность, в которой дефицитарные потребности отступают на второй план, а будничные чувства уступают место  более высоким. В любых явлениях, в повседневности он воспринимает высшую целесообразность, причинно-следственные связи. Это и обуславливает осознанный интерес к жизни, способность быть «здесь и сейчас».

Просветление и духовное развитие можно понимать как состояние, сопровождающееся переходом от «темноты ограниченности», низких желаний и мыслей к ясному, неограниченному эгоцентризмом восприятию и созерцанию реальности жизни, как достижение высшей мудрости, непосредственное получение знаний от своего духовного Я. В различных традициях просветленного человека изображают с нимбом над головой или вокруг всего тела, что свидетельствует о сиянии чистых мыслей и позитивных эмоций, о духовной силе, совершенстве. Живя в условиях современного социума, просветленный человек вынужден поддерживать двойное внимание – не терять связь с собственным духовным Я и в то же время участвовать в тех видах социальной деятельности, которые не  противоречат его духовным принципам («Кесарю – кесарево, а Богу – Божье»).

Личность с высоким духовным потенциалом

Как отмечает Патанджали, внутреннее и внешнее очищение приводят к ментальной удовлетворённости, концентрации сознания, хорошему настроению, способствуют контролю органов чувств и самонаблюдению. Состояние просветления характеризуется веселым настроением духа, победой над чувственностью, способностью к самопознанию и видению своего истинного «Я». Вследствие удовлетворенности становится возможным достижение высшего счастья, которое не подвластно внешним изменениям [4, c.25].

Таким образом, в содержательном измерении личность с высоким духовным потенциалом переживает как обычные человеческие чувства и эмоции, так и специфические трансперсональные состояния.

Относительно функционального измерения, личность с высоким духовным потенциалом отличает не только широкий спектр положительных эмоций, но и эмоциональная устойчивость, которая достигается постоянной волевой практикой. В отличие от личности, живущей преимущественно внешним миром, человек с высоким духовным потенциалом имеет развитые высшие психические функции, позволяющие ему осуществлять саморегуляцию эмоций и чувств – их интенсивности, силы, направленности.

Углубимся в историю

История свидетельствует, что образ жизни личности с высоким духовным потенциалом, как правило, характеризуется отказом от насилия. В частности, немало из таких людей были вегетарианцами, поскольку показателем духовности, культуры и цивилизованности человека является его отношение к слабым. Известен случай, когда у Плутарха, который описывал жизнь Пифагора, спрашивали, почему Пифагор не ел мяса. Тогда Плутарх отвечал, что его не то удивляет, что Пифагор не ел мяса, а то, что до сих пор люди, которые могут сытно питаться зернами, овощами и плодами, ловят живые существа, режут их на части и поедают [17].

Наиболее известными среди вегетарианцев были Заратустра, Пифагор, Гаутама Будда, Иисус Христос, пророк Магомед, Далай Лама, Конфуций, Сократ, Гиппократ, Платон, Аристотель, Плутарх, Эмпедокл, Эпикур, Гораций, Овидий, Сенека, Ориген, Иоанн Златоуст, Сергий Радонежский, Леонардо да Винчи, Томас Мор, Монтень, Исаак Ньютон, Эммануил Сведенборг, Вольтер, Бенджамин Франклин, Карл Линней, Граф Сен-Жермен, Жан-Жак Руссо, Байрон, Серафим Саровский, Фридрих Шиллер, Шопенгауер, Байрон, Эмерсон, Чарльз Дарвин, Рихард Вагнер, Лев Толстой, Николай Федоров, Марк Твен, Илья Репин, Томас Эдисон, Владимир Соловьев, Винсент Ван Гог, Никола Тесла, Джордж Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Генри Форд, Герберт Уэллс, Махатма Ганди, Альберт Эйнштейн, Святослав Рерих, Даниил Андреев.

Среди современных известных деятелей искусств

Как отмечал Л.Н.Толстой, «люди не считают плохим есть животных из-за того, что ложные учителя заверили их, будто Бог позволил людям потреблять в пищу животных. Это неправда. В каких бы книгах не было написано, что грех убивать животных и поедать их, в сердце каждого человека написано яснее, чем в любых книгах, что животных надо жалеть и нельзя убивать так же, как и людей. Мы все знаем это, если не заглушаем в себе совести» [17]. Таким образом, ориентация на Добро, гуманистическая направленность личности с высоким духовным потенциалом не ограничивается только кругом «себе подобных существ».

Животные, растительный мир, вся экология планеты зависят от уровня сознания современного человека. Среди современных известных деятелей искусств вегетарианства придерживаются Ричард Гир, Арнольд Шварценеггер, Дэвид Духовный, Брэд Питт, Том Круз, Николь Кидман, Бриджит Бардо, Памела Андерсон, Синди Кроуфорд, Клаудиа Шиффер, Ума Турман, Стинг, Мадонна, Брайан Адамс, Джон и Йоко Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Старр, Оззи Осборн, Тина Тернер, Монсерат Кабалье, Джастин Тимберлейк, Людмила Гурченко, Михаил Задорнов, Георгий Вицин и др.

Однако не следует отождествлять вегетарианство и духовное развитие. Отказ от животных продуктов может иметь в основе не только морально-этический подтекст, а стремление к улучшению здоровья, религиозные запреты или просто экономию средств. Именно поэтому от других аргументов следует отличать голос сердца, зов духовного Я. Не убий – отмечает Л.Н.Толстой – относится не только к человеку, но и ко всему живому. Заповедь эта была записана в сердце человека прежде, чем она была записана на скрижалях» [17].

Примеры проявлений духовного потенциала

Разумеется, сочетание в совокупности всех качеств и способностей, приведенных в классификации, в личности одного человека – явление довольно редкое. Чаще всего на практике духовный потенциал достаточно сформирован в отдельных подструктурах личности, например, человек может охотно общаться на духовные темы, но не иметь опыта соответствующих поступков. Созданная психологическая модель представляет собой своеобразный эталон качеств, способностей, а их системное представление позволяет видеть не отдельные черты личности, а их непосредственную связь и взаимовлияние, что особенно важно для осуществления психологической диагностики духовного потенциала.

В истории человечества достаточно примеров людей проявляющих духовное развитие. Так, известны попытки врачей, которые пытались преодолеть чуму, проводя эксперименты на себе. Ярким примером силы человеческого духа был «матч смерти», который проходил в 1942 году в оккупированном нацистскими войсками Киеве. Пленных игроков киевского «Динамо» заставили играть с немецкой футбольной командой, а по завершении встречи динамовцев, которые отказались проиграть, казнили в Сырецком концлагере. Это событие, безусловно, повлияло на боевой дух соотечественников, показав возможность нравственной победы над врагом силой не оружия, а воли к победе в футбольном матче.

Поскольку духовные подвижники не стремятся к славе, случаи проявлений духовного потенциала в истории человечества происходят гораздо чаще, чем об этом становится известным. Комментируя приведенные примеры, следует отметить, что каждая личность имеет духовный потенциал, однако не каждый человек за время своей жизни успевает реализовать и преумножить свои потенциальные возможности.

Все вышесказанное позволяет сформулировать кредо высокодуховной личности: каждый день посвящать самосовершенствованию и служению ближним; в личной, семейной и общественной жизни, профессиональной деятельности в сотворчестве с другими духовными подвижниками утверждать ценности Добра и Любви, Красоты и Гармонии, Истины и Свободы в нашем динамичном, многоликом и противоречивом мире!

Доктор психологических наук, профессор Эдуард Александрович Помыткин.

ОТЗЫВЫ

Отзывы о психологическом центре

Я смогла лучше разбираться в себе, своем внутреннем мире, в других людях, преодолеть многие страхи и неуверенность в себе, а также появилось постоянное желание познавать и развивать себя и своё окружение, свой мир!

НАТАЛЬЯ
Отзывы о психологическом центре

Была очень сильная депрессия, причин было много. Знакомые посоветовали мне Эдуарда Помыткина. Я сначала упиралась, думала ну как мне поможет чужой человек, если меня окружают одни ужасы… Много было бесед, слез, всяческих упражнений, и я все еще не знала, что же будет дальше с моей жизнью. Не переносите на потом собственное душевное благополучие! Обращайтесь и увидите сами, как все изменится.

ИРИНА
Отзывы о психологическом центре

Множество раз приходила на психологические консультации. Были личные проблемы, семейные, на которые приходили вместе с мужем. Каждый раз консультации имели особенный характер. Нестандартный подход, креатив который часто сбивал меня с толку, но работал очень эффективно! Сейчас я более детально углубляюсь в психологию, знакомлюсь с новыми людьми и осознаю, насколько высокий был профессионализм Эдуарда Александровича!

АНТОНИНА

ГРАФИК РАБОТЫ

Рабочие Дни 10:00 – 20:00
Суббота 12:00 – 18:00
Воскресенье 12:00 – 18:00

НАШИ ПРИНЦИПЫ

Преумножать психологические знания и использовать их для эффективной помощи клиентам.

Изменяя себя мы меняем мир!

  • Высокий уровень профессионализма наших сотрудников.
  • Реализацию личностного подхода на практике.
  • Использование эффективных подходов и методов психологической помощи.