Развитие духовного потенциала личности: этапы и перспективы

Развитие духовного потенциала – это следующий этап эволюции человека и человечества. В отличие от животных, человек имеет не только биологические потребности, но также потребности социального Я и духовного Я.

Руководствуясь биологическими инстинктами самосохранения и продолжения рода, индивид является потребителем материальных благ общества и ресурсов планеты. Получаемая при этом энергия поддерживает существование его физического тела и позволяет сформироваться и проявиться личностным потребностям.

Развитие духовного потенциала личности происходит путём овладения биологической природой, преобразования натуры в культуру, естественного творчества в духовное творчество. На высших ступенях развития социальное Я интегрируется с Я духовным: через духовное творчество, служение и самоотдачу человек становится вместе с другими людьми сотворцом новых духовных ценностей. Такая новая духовная реальность трансформирует социум.

Какие наиболее важные компоненты включает в себя развитие духовного потенциала?

Анализ философско-психологического наследия человечества позволяет выделить два основных подхода к пониманию духовности – содержательный и функциональный.

  1. В соответствии с содержательным подходом, духовность определяется смыслосозидающими и ценностными категориями. Они могут носить либо светский  характер (красота, добро, истина  – по Платону), либо религиозный (вера в бога, надежда на спасение, любовь, покаяние и т.п. в христианстве).
  2.  Согласно функциональному подходу, духовность характеризуется иерархической доминантностью развитых высших психологических функций личности. К ним относят сознание, самосознание и волю (Л.С.Выготский, И.Д.Бех).

Обобщая приведенные подходы, духовно развитую личность следует рассматривать как субъекта жизнетворческой активности, направленной на осознанное самосовершенствование, носителя идеалов, ценностей и смыслов. Например – Добра, Красоты и Истины, стремящегося к гармонизации поведения и образа жизни, обогащению духовного достояния человечества результатами собственной деятельности.

развитие духовного потенциала

Какие преобразования происходят во внутреннем мире человека в процессе развития его духовного потенциала?

Как высшие психические функции взаимодействуют с более низшими – интеллектуальными и эмоциональными? Какой может быть последовательность этого процесса во времени?

Если говорить про развитие духовного потенциала, то можно отметить, что духовные потребности не возникают от рождения. Так же, как не рождаются личностью, которой еще предстоит стать.

Развитие духовного потенциала начинаеться с детства.

В первые месяцы жизни ребенка более активны психофизиологические функции и процессы. Они обеспечивают физический рост тела, формирование органов и систем организма, обусловливают соответствующие потребности в физической активности, сне, еде, отдыхе, безопасности и комфорте.

Эти потребности и процессы являются фундаментом личности, обусловливают соответствующие эмоциональные состояния и интеллектуальную активность.

В дальнейшем ребенок все больше проявляет базовые эмоции – «комплекс оживления», когда чувствует запах мамы, ощущает единство с ней, воспринимает ее заботу о себе, улыбается, когда узнает родных, радуется от удовольствия непосредственного  общения с ними и т.д. Потребности эмоционального развития удовлетворяются далее в разнообразных формах общения (сначала невербальных, а позже – вербальных), игре, различных видах совместной деятельности.

С возрастом все большую активность приобретают интеллектуальные процессы – восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Ребенок как первооткрыватель познает собственное тело и внешний мир. Все больше проявляет интерес, задавая бесконечное количество вопросов взрослым.

Удовлетворение базовых психофизиологических потребностей приводит возникновению потребностей социальных. Например в любви, уважении, оценке со стороны значимых личностей, самоактуализации (А.Маслоу). Мышление и эмоции «возвышаются» к поиску новых возможностей самораскрытия и реализации в социуме.

Активность эмоциональных и интеллектуальных процессов личности составляет основу для формирования высших психических функций – сознания, самосознания и воли (И.Д.Бех, Л.С.Выготский, Н.Л.Коломинский), которые являются проекцией его духовного Я. При этом, важную роль играют благоприятные внешние условия – влияние семейного воспитания, образование, референтные личности. На каком этапе происходить развитие духовного потенциала?

Какие психологические механизмы развития личности?

В процессе воспитания взрослые пытаются привлечь ребенка к самым высоким достижениям, существующим в социуме. Этот процесс успешен, если удается задействовать мотивы и психологические механизмы актуализации духовного потенциала личности.

Через общение, сказки, мифы и легенды смыслообразующие категории Добра, Красоты, Истины выступают предметом познания личности ребенка. В случае благоприятных внутренних условий находят эмоциональный отклик, вызывают положительное эмоциональное отношение. В интеллектуальной сфере активизируют внимание, мышление, запоминаются и побуждают к развитию воображения, детской фантазии.

Функциональная и содержательная согласованность между аффективной и интеллектуальной сферами приводит к формированию устойчивых мотивов духовного развития личности.

Это в итоге способствует:

  • эстетическому мировосприятию и направленности, стремлению к самосовершенствованию и совершенствованию мира;
  • гуманистическому мировосприятию и направленности; стремлению к познанию, самопознанию и самосовершенствованию;
  • упорядочению своей жизни в соответствии с духовными принципами;
  • достижению наиболее полной духовной самореализации.

Как актуализировать механизм развития?

Под влиянием духовной мотивации происходит актуализация психологических механизмов развития духовного потенциала личности. Так, актуализация психологического механизма идентификации вызывает отождествление с высокодуховными личностями, с собственным духовным Я. Идентифицируя себя с героями мифов и сказок, ребенок подражает их поведению и поступкам, мысленно переносит себя в игровых ситуациях из обычного мира в мир фантазии, обустраивает этот мир как альтернативную духовную реальность.

Психологический механизм децентрации помогает освобождаться от эгоцентризма, учитывать потребности и интересы других, реализовать на личном опыте главные духовные заветы человечества, наставления духовных подвижников.

Актуализация психологического механизма рефлексии даёт возможность обращать внимание на свой внутренний мир, размышлять над своим психическим состоянием, анализировать события собственной жизни, находить жизненные смыслы, осуществлять интеграцию личностных достижений в духовный опыт человечества.

Психологический механизм трансценденции связан с вершинными переживаниями личности, стремлением к абсолютному, совершенному, условно идеальному, возвышает человека над обыденностью, способствует развитию интуиции, творчества, любви к людям и миру.

Психологический механизм осознания единства бытия способствует пониманию человеком себя как части единого целого – человеческого сообщества, природы, Вселенной, обеспечивает связь между поколениями людей, вызывает активность всех форм сознания: чувств, переживаний, мышления.

Актуализация психологических механизмов духовного развития приводит к активности высших психических функций личности – сознания, самосознания и воли, «пробуждению» духовного Я человека, упорядочению идеалов, смыслов и ценностей.

Рассмотрим пример!

В процесс формирования идеалов, ценностей и смыслов первыми у ребенка формируются идеалы, которыми, в большинстве случаев, выступают родители. В дальнейшем же в подростковом возрасте идеализация родителей уступает место критическому осмыслению их недостатков и преимуществ, подростки как бы пытаются выйти за пределы семьи. Актуализация духовного потенциала человека сопровождается переориентацией с личностных на трансцендентные идеалы. Так, маленькие дети отмечают, что идеалами для них служат родители («хочу быть похожим на папу, маму!»), но в дальнейшем им становится стыдно это признавать, так как они стремятся к взрослости, самостоятельности. Подростки мечтают быть похожими на молодежных лидеров, следуют поведению киногероев.

В процессе развития ребёнок начинает разделять черты человека (животных, персонажей из мультфильмов) на положительные и отрицательные, постепенно определяя, что ему в них нравится, а что – нет. Таким образом, он все больше осознает те черты, качества, которые в совокупности составляют  трансцендентный идеал.

Что самое важное?

Для развития духовного потенциала чрезвычайную роль играет возможность ознакомления с духовными идеалами (как личностными, так и трансцендентными). Увлекаясь жизнью и установками духовных подвижников, и ребенок, и взрослый человек при наличии высокого духовного потенциала испытывают «родство», «сопричастность», особую духовную близость к ним. Это эмоциональное увлечение может быть достаточно мощным для ценностной переориентации, которая у многих наступает только вследствие жизненных потрясений.

Первые ценности в жизни человека связаны с ним самим, с потребностями тела (безопасность, здоровье, комфорт и т.д.). Ценными для ребенка также являются направленные на него положительные эмоции – любовь, забота. Природный эгоцентризм является условием его выживания, а проявление беззащитности, непосредственности, искренности становится эффективным оружием во «взрослом мире». Даже дикие животные беспомощны перед улыбкой Маугли.

Духовный потенциал личности.

Актуализация в человеке его духовного потенциала предопределяет переориентацию от потребления к самоотдаче. Доминантными для него становятся духовные ценности, в частности, гуманистические (добро, благотворительность); эстетические (красота, гармония, совершенство в природе и в человеке); экологические (чистота, сохранение планеты от экологической катастрофы); ценности самопознания (интроспекция, самосозерцание, самосознание); самосовершенствования (поиск путей и методов улучшения себя, приобретения новых положительных личностных качеств) и ценности самореализации (раскрытие собственного личностного потенциала в служении ближним, Родине, человечеству, природе, Богу).

Смыслы в возрастном измерении личности формируются позже, ведь их осознание требует интеллектуальной и моральной саморефлексии, которая не под силу ребенку. Первые смыслы формируются в большинстве случаев под влиянием сказок, семейных установок. В дальнейшем же подросток подвергает сомнению усвоенное и стремится к созданию собственных смысловых ориентиров.

Основные смыслы духовного порядка связаны с важнейшими проблемами человеческого бытия, в частности, его назначением, свободой и ответственностью, самосовершенствованием и высшей духовной самореализацией.

Активизация, «пробуждение» духовного Я обусловливает возникновение совершенно новых для человека потребностей развития, которые он стремится понять и определить свое эмоционально-оценочное отношение к ним. Как свидетельствуют биографические данные жизни Сковороды, Матери Терезы и других подвижников, духовные потребности приходят изнутри и осознаются как зов сердца, голос совести, стремления души, жизненная необходимость, по сравнению с которой все остальное теряет смысл [8]. При этом наше внимание как интеллектуальный процесс  может быть направлено и на внешний мир (через 5 органов восприятия), и на внутренний. Несоответствие между первым и вторым наводит на размышления о несовершенстве мира и собственном несовершенстве, об идеальных образцах совершенства и необходимых шагах для приближения к ним. Уравновешивание противоречий побуждает личность к раскрытию и обогащению духовного потенциала, к дальнейшему духовному развитию.

Какие выводы?

В целом духовное развитие целесообразно понимать как процесс сознательного самосовершенствования личности, который направляет человека на подчинение своего биологического и социального Я высшим идеалам, ценностям и смыслам Добра, Красоты и Истины, на гармонизацию поведения и образа жизни, обогащение духовного достояния человечества результатами собственной деятельности.

Чаще всего, человек в процессе духовного развития использует общеизвестные на протяжении тысячелетий духовные практики: различные виды сосредоточения, медитации,  контроля мыслей и эмоций, молитвы для направления мышления в единое русло, аскетизм для подчинения желаний и влечений и тому подобное.

Переориентация современной системы образования с парадигмы усвоения знаний на парадигму ценностей и развития сознания личности требует пересмотра.

Доктор психологических наук, профессор Эдуард Александрович Помыткин.

ОТЗЫВЫ

Отзывы о психологическом центре

Я смогла лучше разбираться в себе, своем внутреннем мире, в других людях, преодолеть многие страхи и неуверенность в себе, а также появилось постоянное желание познавать и развивать себя и своё окружение, свой мир!

НАТАЛЬЯ
Отзывы о психологическом центре

Была очень сильная депрессия, причин было много. Знакомые посоветовали мне Эдуарда Помыткина. Я сначала упиралась, думала ну как мне поможет чужой человек, если меня окружают одни ужасы… Много было бесед, слез, всяческих упражнений, и я все еще не знала, что же будет дальше с моей жизнью. Не переносите на потом собственное душевное благополучие! Обращайтесь и увидите сами, как все изменится.

ИРИНА
Отзывы о психологическом центре

Множество раз приходила на психологические консультации. Были личные проблемы, семейные, на которые приходили вместе с мужем. Каждый раз консультации имели особенный характер. Нестандартный подход, креатив который часто сбивал меня с толку, но работал очень эффективно! Сейчас я более детально углубляюсь в психологию, знакомлюсь с новыми людьми и осознаю, насколько высокий был профессионализм Эдуарда Александровича!

АНТОНИНА

ГРАФИК РАБОТЫ

Рабочие Дни 10:00 – 20:00
Суббота 12:00 – 18:00
Воскресенье 12:00 – 18:00

НАШ АДРЕС

НАШИ ПРИНЦИПЫ

Преумножать психологические знания и использовать их для эффективной помощи клиентам.

Изменяя себя мы меняем мир!

  • Высокий уровень профессионализма наших сотрудников.
  • Реализацию личностного подхода на практике.
  • Использование эффективных подходов и методов психологической помощи.