Развод глазами детей

В каждом из нас природой заложена мудрая программа выживания. Она включает потребности в безопасности, любви, контакт с близкими. На ранних этапах жизни, удовлетворение этих потребностей обеспечивает семья. Став старше, молодые люди учатся удовлетворять их с помощью других. Расставание родителей переживают тяжело даже будучи взрослыми, что уже говорить о маленьких, для которых их семья – целый мир.

Разрыв любых отношений переживается как потеря, развод родителей – потеря безопасного, знакомого, безусловно важного мира. Это событие травматично, а его переживание проходит те же 5 стадий, что и переживание горя (за Э. Кюблер-Росс):

Развод глазами детей

  • отрицание;
  • злость;
  • торг;
  • депрессия;
  • принятие.

Вначале дети отрицают это нежелательное для них событие. Они могут просить родителей сойтись и жить как раньше, поведением провоцировать их более частые встречи (иногда через психосоматические заболевания).

На следующей стадии – переживает гнев и обиду. Он пытается понять, почему так случилось, отыскать причины разрушения семьи. И поскольку ему не хватает жизненного опыта, чтобы разобраться в ситуации, он объясняет семейную катастрофу так, как может: «Это я плохо себя вел…что-то сделал не так…, поэтому родители ругались и расстались». Такие детские интерпретации сопровождаются глубоким чувством вины (злость направленная на себя), с которым ребенок часто не может ни с кем поделиться… Одновременно, он сердится на родителей, что проявляется в протестном поведении, непослушании, повышенной обидчивости, др.

В таких сложных переживания, маленькие стараются найти выход. Ребенок пытается понять, что он может теперь сделать, чтобы всё вернуть, наладить (стадия торга). Те кто постарше, могут практиковать манипуляции в общении с родителями. Но поняв со временем, что он не может контролировать ситуацию – печалится, ощущает свое бессилие. Так наступает этап депрессии, где они могут терять интересы к любимым занятиям, капризничать, болеть.

Как ни странно, появление печали – обязательный переходный пункт к осознанию и принятию сложившейся ситуации.

Чтобы пережить сложный, как вы теперь видите, процесс внутренних изменений, который возникает у детей во время развода родителей, они нуждаются в теплой поддержке и мудром сопровождении. Если этого нет, ребенок может психологически зафиксировать на любой стадии переживания, что в будущем скажется в целом на построении его личности, его собственной семьи, выборе партнера.

Для того, чтобы максимально помочь своему ребенку наименее сложно пережить развод, вы можете воспользоваться рекомендациями психологов нашего Центра.

психологический центр

Кандидат психологических наук,

Становских Зинаида Лиландовна

ОТЗЫВЫ

Отзывы о психологическом центре

Я смогла лучше разбираться в себе, своем внутреннем мире, в других людях, преодолеть многие страхи и неуверенность в себе, а также появилось постоянное желание познавать и развивать себя и своё окружение, свой мир!

НАТАЛЬЯ
Отзывы о психологическом центре

Была очень сильная депрессия, причин было много. Знакомые посоветовали мне Эдуарда Помыткина. Я сначала упиралась, думала ну как мне поможет чужой человек, если меня окружают одни ужасы… Много было бесед, слез, всяческих упражнений, и я все еще не знала, что же будет дальше с моей жизнью. Не переносите на потом собственное душевное благополучие! Обращайтесь и увидите сами, как все изменится.

ИРИНА
Отзывы о психологическом центре

Множество раз приходила на психологические консультации. Были личные проблемы, семейные, на которые приходили вместе с мужем. Каждый раз консультации имели особенный характер. Нестандартный подход, креатив который часто сбивал меня с толку, но работал очень эффективно! Сейчас я более детально углубляюсь в психологию, знакомлюсь с новыми людьми и осознаю, насколько высокий был профессионализм Эдуарда Александровича!

АНТОНИНА

ГРАФИК РАБОТЫ

НАШИ ПРИНЦИПЫ

Преумножать психологические знания и использовать их для эффективной помощи клиентам.

Изменяя себя мы меняем мир!

  • Высокий уровень профессионализма наших сотрудников.
  • Реализацию личностного подхода на практике.
  • Использование эффективных подходов и методов психологической помощи.