Управленческая деятельность педагога и её развитие

Управленческая деятельность педагога  определяется его личностными способностями, управленческой деятельностью и психолого-педагогическим мастерством.

В современных научных исследованиях управленческая деятельность педагога рассматривается неотрывно от психологического портрета самого управленца и это закономерно. Совершенствование форм и методов управления – ещё недостаточное условие для повышения эффективности управленческой деятельности.

С позиций психологической науки способность к управлению – это, прежде всего, умение, искусство организовать межличностное взаимодействие людей в процессе совместной деятельности. Развитие способностей к управленческой деятельности необходимо в первую очередь в профессиях, связанных с межличностной коммуникацией.

Понятие мастерства является очень древним. Мастер (учитель) – тот, кто не только знает сам, но и способен обучить других, передать свои умения ученикам. В психологическом аспекте профессиональное мастерство представляет собой такое объединение развитых личностных характеристик, а также сформированной системы знаний и умений, которое в совокупности обеспечивает на практике высокий уровень успешности профессиональной деятельности специалиста. Мастерство рассматривается не только как наука, которую необходимо освоить, но и как искусство, которым надлежит овладеть.

Управленческая деятельность педагога и специфика его профессионального мастерства состоит в том, что для успешной педагогической деятельности личностные качества учителя имеют первоочередное значение по отношению к знаниям, профессиональной компетентности, которую возможно сформировать лишь на базе достаточного уровня развитости этих качеств.

Какие наиболее важные компоненты включает в себя управленческая деятельность педагога?

управленческая деятельность педагога

Рассматривая основные способности, необходимые для успешной педагогической деятельности, исследователи выделяют такие:

  • гностические способности;
  • конструктивные способности;
  • проективные способности;
  • коммуникативные способности;
  • организаторские способности.

Указанные способности являются чрезвычайно важными, однако, к какой категории из перечисленных относится любовь к детям, принятие каждого ребенка как личности, ориентация на общечеловеческие ценности,  идеалы человечества?

Учитель, лишённый этих способностей и качеств, не может называться учителем в глубинном понимании этого слова. Таким образом, духовные характеристики личности учителя составляют основу его психологического портрета, а развитие духовности будущего учителя следует рассматривать как важный компонент развития его профессионального мастерства.

Овладение профессиональным мастерством – процесс целенаправленной работы управленческой деятельности педагога!

Овладение профессиональным мастерством – процесс целенаправленной работы по самосовершенствованию, приобретению новых профессиональных знаний, развитию и совершенствованию навыков. Важное место процессе управленческой деятельности педагога занимает развитие способностей к управлению.

Успешность управления может оцениваться с 2-х позиций:

1) с позиции оценки достижения поставленных целей, результата;

2) с позиции оценки протекания самого процесса управленческая деятельность педагога (какой ценой достигнут результат, какая психологическая атмосфера была в коллективе в ходе совместной деятельности и т.д.).

Общеизвестно, что целью педагогической деятельности является развитие личности учащегося. Однако эта цель может остаться лишь декларированной, если не будет конкретизировано её психолого-педагогическое содержание.

На практике всё больше учебных заведений нового типа в качестве ориентира выбирают определённую модель выпускника. Наиболее часто используется модель творческой личности старшеклассника, предложенная В.Н.Алфимовым или модель личности, разработанная В.В.Рыбалкой.

Выбор определённой модели зависит от специфики учебного заведения, его профильной направленности. Ориентация на модель личности способствует активизации управленческой деятельности учителя, конкретизирует целеполагание, планирование, способствует повышению его психологической компетентности, освоению навыков психодиагностики.

Вместе с тем, использование на практике психологических моделей личности в качестве эталона имеет и свои сложности, связанные с большим количеством параметров, содержащихся в этих моделях (от нескольких десятков до нескольких сотен).

Диагностировать сочетание всех личностных качеств, представленных в модели, в учреждении школьного образования не оказывается возможным – такая деятельность по силам научно-исследовательскому институту.

Поэтому необходимо выделить главные критерии, по которым на практике можно было бы диагностировать динамику личностного роста учащихся. Количество критериев не должно превышать 4-5 единиц, поскольку их увеличение ставит под сомнение возможность самой процедуры диагностики (в особенности для больших городских школ, где учится 1-2 тыс. школьников).

Рассмотрим пример!

В ходе эксперимента на базе киевской гимназии № 153 им.А.С.Пушкина были выделены 4 основных критерия: показатели духовной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и физической сферы жизнедеятельности учеников.

В процессе диагностики (один раз в пол года – год) в карту личности учащихся заносились данные о развитии их физической культуры, культуры общения, творческого и  духовного развития личности. Эти данные дополнялись также результатами успеваемости детей.

Физическая культура характеризовалась, в частности, такими составляющими как физическая активность человека, здоровый образ жизни, независимость от вредных привычек.

Культура общения отображается в таких понятиях как тактичность, умение находить общий язык с другими.

Творческое развитие предусматривает изобретательность, нестандартность мышления и т.п.

Духовное развитие находит отображение прежде всего в развитом сознании и самосознании человека, его направленности на помощь другим, способности ощущать свою причастность к всем событиям и явлениях Бытия.

Что показывает практика?

На практике недостаточное удовлетворение потребностей развития школьников в физической сфере приводит к ухудшению их здоровья. Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы сказывается на неумении руководить собственными эмоциональными состояниями, низком уровне культуры общения. Гипертрофическое развитие интеллектуальной сферы происходит, как правило, за счет перегрузки памяти учащихся (благодаря репродуктивным методам обучения). Недостаточное развитие духовной сферы характеризуется отсутствием высших стремлений, идеалов, ценностей, сведению жизненной цели к биологическим потребностям.

В ходе проведения методики в значительной степени активизировались и развивались управленческие способности учителя. Он принимал участие в диагностической процедуре, анализе как индивидуальной, так и общей ситуации развития учащихся класса, планировании психолого-педагогической программы перспективных мероприятий класса, направленной на улучшение полученных показателей развития детей.

Показатели развития учащихся в дальнейшем интегрировались в показатели развития класса и школы в целом. Таким образом, управленческая деятельность педагога не ограничивалась только одним классом, но служила основой управленческого процесса гимназии.

Доктор психологических наук, профессор Эдуард Александрович Помыткин.

ОТЗЫВЫ

Отзывы о психологическом центре

Я смогла лучше разбираться в себе, своем внутреннем мире, в других людях, преодолеть многие страхи и неуверенность в себе, а также появилось постоянное желание познавать и развивать себя и своё окружение, свой мир!

НАТАЛЬЯ
Отзывы о психологическом центре

Была очень сильная депрессия, причин было много. Знакомые посоветовали мне Эдуарда Помыткина. Я сначала упиралась, думала ну как мне поможет чужой человек, если меня окружают одни ужасы… Много было бесед, слез, всяческих упражнений, и я все еще не знала, что же будет дальше с моей жизнью. Не переносите на потом собственное душевное благополучие! Обращайтесь и увидите сами, как все изменится.

ИРИНА
Отзывы о психологическом центре

Множество раз приходила на психологические консультации. Были личные проблемы, семейные, на которые приходили вместе с мужем. Каждый раз консультации имели особенный характер. Нестандартный подход, креатив который часто сбивал меня с толку, но работал очень эффективно! Сейчас я более детально углубляюсь в психологию, знакомлюсь с новыми людьми и осознаю, насколько высокий был профессионализм Эдуарда Александровича!

АНТОНИНА

ГРАФИК РАБОТЫ

Рабочие Дни 10:00 – 20:00
Суббота 12:00 – 18:00
Воскресенье 12:00 – 18:00

НАШИ ПРИНЦИПЫ

Преумножать психологические знания и использовать их для эффективной помощи клиентам.

Изменяя себя мы меняем мир!

  • Высокий уровень профессионализма наших сотрудников.
  • Реализацию личностного подхода на практике.
  • Использование эффективных подходов и методов психологической помощи.